Консультация для родителей
" Что такое капризы детей и как их избежать"
Многих молодых родителей беспокоит капризы и упрямство детей. Почему же дети могут быть такими капризными? Основная беда в том, что родители очень балуют своего единственного ребёнка. Да, единственного ребёнка всегда труднее воспитывать; он чувствует себя в центре внимания всей семьи и это его очень портит. В чём заключаются ошибки родителей, у которых растут капризные и упрямые дети. В одних случаях – в излишнем и баловстве ребёнка; в других – в излишней строгости. Если многие из тех, кто сегодня тревожится за своих малышей, проанализируют, как складывалось ранее детство их детей, то они вспомнят, вероятно, свои ошибки. Прежде всего вспомнят, что никак не могли устоять перед плачем малыша и во всём ему потакали. Это, к сожалению, очень распространенное явление. Если, например , родители болезненно внимательны и реагируют на каждый крик ребёнка, то уже с первых месяцев ребёнок не даёт отойти от него не на шаг. А когда ребёнок подрастёт и родители начинают предъявлять ему те или иные требования, то он уже не желает выполнять их, ребёнок привык к тому , что всё делается так как ему хочется. Ни с какими требованиями взрослых он не считается , а чуть что, начинает плакать, капризничать. Ведь плачем и крикам он всегда добивался своего. Все вы хорошо знаете, что дети начинают капризничать, когда заболевают. Так же частой причиной капризов ребёнка является неправильная организация его режима. Дети начинают капризничать, когда их не вовремя кормят и укладывают спать, после просмотра телепередач, когда они возбуждаются и переутомляются ,а также после посещения магазинов, кино, театров. Но бывает и так : родители считают ,что ребёнок капризничает, а на самом деле его требование вполне справедливо. У маленького ребёнка есть такое свойство- он очень привыкает к установленному распорядку жизни. Если же распорядок этот почему-либо нарушается, малыш начинает нервничать , капризничать. Выполнение установленного распорядка жизни и, так сказать, уважения к привычкам ребёнка, дисциплинирует его и , безусловно, способствует его хорошему и бодрому настроению. Пример: вы спешите в детский сад и, чтобы сэкономить время одевайте ребёнку колготки, брюки, которые он обычно одевает сам. И вдруг слезы , возмущения, ребёнок стягивает с себя одежду и успокаивается только тогда когда одевает её сам. Подобных поступках проявляется стремление ребёнка защитить своё право на разрешённую ему самостоятельность. Это право надо стараться не нарушать упрямство как правило, возникает у детей именно тогда , когда взрослые не учитывают естественного стремления ребёнка к самостоятельности. Что же делать, если уже допущены ошибки в воспитание. Главное- спокойно относиться к капризам ребёнка и не уступать ему. Он должен понять, что крикам и слезами нечего от вас не добьется. Лучше всего в эти минуты оставить малыша одного. Причём совсем не обязательно до конца внешне проявлять суровость в обращении с ребёнком. После «бурной сцены» ребёнок легко идёт на примирение и может выполнять ваше требование. В такой момент для него очень важно ваше доброжелательное, ласковое отношение; подойдите к малышу, вытрите ему слёзы, отвлеките чем-нибудь для него интересным, и он окончательно успокоится. Подобный метод полезно применять и к упрямым детям. Нередко бывает, что заупрямившейся ребёнок , и начинает уже осознавать нелепость своего поведения , действует как бы по инерции- не может остановиться, признать свою ошибку. Надо помочь малышу выйти из создавшегося положения. Щадя детское самолюбие, предъявите свое требование в несколько иной форме, чем в первый раз, или предложите ребёнку вместе с вами выполнить то, что вы от него требуете. В воспитании важна постепенность требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, сначала должно бать очень немного. Надо запрещать только то, что действительно запретить необходимо ( но эти ваши требования должны быть всегда постоянными). Конечно, посещения можно достичь, если вы пообещали сыну или дочке купить игрушку, сладости. Но гораздо правильнее, чтобы ребёнок сам захотел сделать то, что вы от него требуете. Какие же пути для этого существуют? Ребёнку легче и интереснее выполнить требование взрослого, если он может сделать это в игре. Так, например, если малыш плохо ест или не хочет одеваться и умываться и умываться, предложите ему есть или одеваться наперегонки с вами или пусть он сам покажет любимой кукле или мишке, как надо быстро и хорошо умываться и т.д. Положительное действие оказывают так называемые «естественные наказания», т.е. наказания, которые идут не от вашей злой воли, а от самой жути. Например, ребёнок сидит долго за столом и не хочет есть, предупредите, что через полчаса, когда прозвенит будильник, вы должны будете убрать со стола, и ребёнок нечего не получит до ужина( не так страшно ,если он один раз поголодает, важно то , что он сделает для себя полезный вывод на будущее). Или он не захочет убирать игрушки , которые раскидал. Соберите их сами и спрячьте не пару дней. Как правило , это действует хорошо . Все эти меры должны помочь вам преодолеть упрямство и капризы малыша. Конечно, не всё делается сразу , и не надо торопиться. Ни в коем случае не ломайте силой детскую волю. Старайтесь показать и объяснить ребёнку нелепость его поведения, заинтересуйте его полезным делом, и тогда и упрямства вашего ребёнка могут сформироваться такие ценные черты характера, как настойчивость, упорство, сило воли.